10.04.2024

Игрушки для 5 месячного ребенка какие нужны. Игры с детьми пяти месяцев


5-месячный ребенок с каждым днем становится все более активным и самостоятельным. Он уже умеет переворачиваться со спинки на живот, рассматривает игрушки, учится садиться или уже умеет это делать. И маме очень важно правильно использовать уже освоенные навыки ребенка, чтобы простимулировать дальнейшее развитие.

Наилучший выход из положения – это правильные, развивающие игры с малышом, которые будут полезными и увлекательными. Какими именно должны быть игры с ребенком в 5 месяцев, на что стоит обратить внимание, и что подразумевает комплексный подход к ежедневным занятиям?

Что стимулируем во время игры?

У 5-месячного малыша начинается период развития, когда он познает мир, резко увеличивается его подвижность. Поэтому к игрушкам на держателях интерес будет постепенно сходить на нет. Из всего многообразия игрушек он в 99% случаев выберет ту, которая отличается контрастными оттенками.

В этом возрасте очень важно активизировать у ребенка общение, в частности, понимание речи и умение повторять слоги. Если до полугода колоссальное влияние на развитие ребенка имеет интонация, с которой мама или папа разговаривают, то после начинает формироваться понимание смысла сказанного.

Поэтому, если окружить ребенка правильными предметами, можно в органичной, естественной для него форме подтолкнуть его к новому витку развития.

Как развивать ребенка окружающими предметами? Очень просто – обращать его внимание на них, причем не один раз: дети запоминают материал лучше, если он повторяется. Учите ребенка свойствам предметов, изображайте звуки, которые произносят животные. Показывая на небо, объясняйте, что это небо и оно синее. Обязательно сопровождать игру словесным обозначением предметов. Например, если вы даете в руки коробочку, скажите ребенку: «Посмотри, какая яркая и красивая коробочка, давай ее откроем и посмотрим, что лежит внутри».

Оксана, мама годовалого Матвея: «С пяти месяцев я называла и описывала сыну все, что он видел. Каждый день, листая книжки, гуляя, или играя я называла слова. Казалось, он не слушал меня. Но каково было мое удивление, когда в 8 месяцев на вопрос: «Где собачка?» он показал пальчиком нарисованную собачку в книге! С тех пор мы занимались еще интенсивнее, и в 10 он уже имитировал звуки слоников, кошечек и т.п.»

Топ-5 игр для ребенка пяти месяцев

Рассмотрим основные развивающие игры для детей 5 месяцев, которые понравятся любому ребенку.

«Неваляшка»

Если ребенок уже сидит или начинает активно осваивать этот навык, игра поможет ускорить процесс. Так, взрослый аккуратно заваливает ребенка на спинку из положения сидя. Ребенок будет пытаться подняться и восстановить равновесие.

Игры с телом

Приподнимаем ребенка, аккуратно подбрасываем, опускаем вниз и даем несколько секунд постоять на ножках. Можно наклонить ребенка вперед, чтобы он сделал несколько шагов. Такое простое упражнение дает ребенку понять элементарные принципы ходьбы и стимулирует развитие вестибулярного аппарата.

«Маленький футболист»

Ребенок лежит на спине, надувной мячик кладем ему под ножки таким образом, чтобы его стопы упирались в него. Придерживая и перемещая мячик, взрослый дает малышу возможность побить по нему ножками или оттолкнуть его. Если малыш уже может сидеть, можно попробовать покидать в него мячик (избегая попадания в голову), чтобы тот поучился его отбивать.

Такие игры будут тренировать его мускулатуру, развивать координацию движений.

«Мыльные пузыри»

Подрастающие карапузы просто обожают смотреть, как разлетаются по комнате мыльные пузыри. Это веселое занятие точно приведет их в восторг. Если мама или папа будут акцентировать внимание малыша на пузырях небольшого размера, карапуз будет в игровой форме учиться различать предметы по их размеру.

«Прятки или игра в «ку-ку»»

Мама прячется за платком, салфеткой или просто закрывает лицо руками и спрашивает у малыша: «Где мама?». Дайте ребенку несколько секунд времени, а потом покажитесь. То же самое можно делать и с самим ребенком, спрятав его под небольшим куском материи, который он сможет снять сам.

Какие игры в большей степени понравятся конкретному ребенку, зависит от личных особенностей характера, развитости ЦНС. Каждый из предложенных вариантов стоит опробовать. Такие игры с малышом будут для него как полноценные, но доступные занятия, адресованные на разные зоны развития: зрительную, физическую, слуховую, речевую.


Пальчиковые игры

Самый простой способ стимуляции активной мозговой деятельности у растущего малыша – это всевозможные пальчиковые игры. Это растирания, сгибание и разгибание, сжатие и разжатие кулачков, сопровождающиеся потешками, стихами и песенками, которые стимулируют восприятие информации на слух. В чем плюсы гимнастики для пальчиков:

  • Серия упражнений на мелкую моторику в музыкальном или словесном сопровождении стимулирует отдел коры головного мозга, отвечающий за речь. Это может быть дополнительным способом ускорить появление первых слов у ребенка до года.
  • В позитивной, приятной атмосфере дети слушают родителей внимательно, в буквальном смысле запоминают каждое слово, пытаясь понимать смысл сказанного мамой или папой. Они также учатся подражать взрослым.
  • Подобные упражнения развивают память, поскольку в них прослеживается определенная последовательность действий.

Примеры пальчиковых игр

Начинать игры всегда необходимо с разминки. Это настроит ребенка на веселый лад и позволит разогреть суставы. Так, разминка состоит из:

  • Попеременного сгибания и разгибания пальчиков, сначала каждого из них в отдельности, потом всей ладошки.
  • Поглаживания всей ладошки.
  • Легкой, расслабляющей гимнастики каждого пальца с проработкой фаланг. Упражнения выполняются так, будто вы надеваете перчатки. Можно не слишком сильно сжимать фалангу. Не нужно давить и усердствовать – будет толк и от мягкого, деликатного массажа.
  • Упражнения «открываем и закрываем ворота»: берем кисть ребенка в руки и сгибаем ее вправо-влево, сжимаем кулачок и прокручиваем его сначала вправо, потом влево.


Теперь непосредственно о том, как играть в пальчиковые игры. Методики игр могут быть самые разные. Главное – любое свое действие сопровождать ритмичными песенками или стишками:

  • Потягиваем каждый пальчик так, словно пытаемся его растянуть. Пальцы при этом могут быть растопырены в разные стороны.
  • Выполняем движения каждым пальчиком сначала в одну сторону, потом в другую.
  • Активно используем дополнительные тренажеры (это могут быть силиконовые мячики, погремушки, пушистые шарики разного диаметра).
  • Упражнение «Расчесываем волосы». Поднимаем ручки малыша как можно выше и проводим ими по голове, поглаживая и распрямляя волосы.

Игры, сопровождающиеся стишками:

«Повстречались два котенка» (соприкасаются два любых пальчика, например, мизинчики).
«А затем и два щеночка: гав-гав-гав» (повторяем, но только подтягиваем друг к другу безымянные пальчики).
«Два барашка повстречались» (теперь цепляются средние пальчики).
«И чуточек пободались» (собираем пальчики в кулачки и трем их друг об дружку).
«Прибежали две коровки» (выпрямляем мизинчик и указательный палец, которые будут имитировать рога).
«Наши ручки стали ловки» (поднимаем ручки вверх и встряхиваем пальчики).

Анна (мама 5-месячной Маши): «Любимая потешка Маши – старая добрая «Сорока-ворона», она очень любит эту песенку и быстро поняла, что нужно загибать пальчики. Всегда качает головой в такт песенке. Мне кажется, это хорошее развивающее упражнение, которое поднимает ребенку настроение, стимулирует память и мелкую моторику».

Какие игрушки подходят для 5-ти месячных малышей?

Согласно рекомендациям педиатров, для детей 5-ти месяцев наилучшими игрушками будут резиновые или силиконовые прорезыватели различной формы и размера, игрушки с поверхностью «под зеркало», большой мяч, игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.


Материалы, из которых изготовлены игрушки, также должны быть разноплановыми: мягкие, твердые, с буграми на поверхности, шершавые. Они могут быть немного колючими, скользящими. Отдельный пласт игрушек, которые обязательно должны быть у малыша данного возраста – это всевозможные музыкальные игрушки: ксилофоны, барабаны, музыкальные книжки, игрушки с записанными песнями, которые включают нажатием на их поверхность. Развивающие игрушки для детей 5 месяцев обязательно должны быть качественными и безопасными, потому что такой маленький ребенок будет пробовать их на вкус, а постоянный контакт с опасными химикатами может спровоцировать аллергию или пищевое отравление.

Игровые коврики: особенности

Хороший вариант совместить сразу несколько разновидностей игрушек в один комплект – купить специальный развивающий коврик. В продаже их представлено огромное множество, но выбор в пользу конкретной модели нужно делать, отталкиваясь от возраста ребенка.


Рассмотрим советы педиатров по выбору развивающего коврика для 5-месячного ребенка:

  • Размер. Деткам до полугода подойдут компактные коврики с предусмотренными бортами, которые можно фиксировать и отстегивать. Это создаст дополнительную защиту, если коврик будет расположен на диване, а не на полу.
  • Форма. Оптимальная форма игрового коврика – прямоугольная. Встречаются в продаже и компактные круглые модели, но они подойдут для деток до 3-4 месяцев. Прямоугольные – это вариант «на вырост».
  • Материал . Это ключевой параметр при выборе коврика. Вполне логично, что детский коврик будет красочным, следовательно, при его изготовлении использовались красители. Но они бывают разные. Большинство китайских ковриков сделаны с помощью опасных химикатов, которые могут нанести существенный вред здоровью ребенка.
  • Наполнение . На коврике для 5-месячного малыша уже не обязательно должны быть дуги для крепления игрушек. В этом возрасте ребенок проводит много времени на животе и может уже сидеть с поддержкой. Для таких больших карапузов разумно отдавать предпочтение моделям с интересным игровым полем. Например, музыкальные кнопки, которые будут включаться при каждом ударе по ним.
  • Цвет . 5-месячный ребенок видит только крупные изображения, поэтому если игрушка будет состоять из множества мелких деталей, он их будет воспринимать как набор цветов. Поэтому игрушки должны быть броскими и привлекать внимание ребенка, но не чрезмерно. Оптимальный вариант – игровой коврик с крупными яркими рисунками на нем. Этого будет достаточно, поскольку ребенок сможет различать изображения, и при этом не будет теряться при виде изобилия непонятных ему мелких деталей.
  • Фактура. Многие производители добавляют к основному покрытию коврика фактурные элементы. Например, хвост животного может быть бугристым и шершавым, а цветочек – мягким, бархатистым. Контакт с ними будет стимулировать у ребенка развитие тактильных ощущений.


Олег (отец 5-месячной Арины): «Мы с женой купили для дочки большой коврик с зеркалом, окошечками, вкладышами и разными пришитыми деталями. Очень удобная вещь – ребенок и играет, и развивает моторику, и учится распознавать предметы, отличающиеся по текстуре. Любит и на себя в зеркало полюбоваться».

Итог

Игры с ребенка 5-ти месяцев – это ежедневные упражнения, которые будут его развивать и пробуждать интерес к окружающему миру, взаимодействию с родителями. Игры, стимулирующие двигательную активность, пальчиковые игры – самые актуальные в этом возрасте. В 5 месяцев важны яркие игрушки с множество элементов, привлекающие внимание и развивающие сенсорное восприятие.

Видео: Игрушки малыша в 5 месяцев

На пятом месяце жизни у ребенка значительно повышается подвижность. Малыш пытается ползать, хватать руками все предметы, находящиеся в пределах его досягаемости. В этот период весьма эффективны будут развивающие игры, направленные на совершенствование тактильных, интеллектуальных и физических навыков ребенка.

Цель и предназначение развивающих игр для ребенка 5 месяцев

  • развитие зрительного и звукового восприятия ребенка;
  • совершенствование моторики движений и тактильных ощущений;
  • изучение новых предметов окружающего мира, получение новых эмоциональных впечатлений;
  • развитие физических навыков, укрепление мышечного аппарата;
  • укрепление эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.

Все игры, используемые для занятий с малышом 5-месячного возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • игры, направленные на развитие и совершенствование органов слуха (занятия с музыкальными игрушками, игры с использованием мелодий и песен);
  • занятия, способствующие физическому развитию малыша, в том числе помогающие ему научиться ползать;
  • игры, развивающие интеллектуальные навыки малыша, способствующие пополнению его пассивного словарного запаса;
  • игры, способствующие эмоциональному развитию малыша.

Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 5 месяцев

Для проведения занятий с малышом в этот период рекомендуется использовать следующие игры:

Для проведения игры необходимо иметь в наличии легкий надувной мячик среднего размера. Сначала положите мяч под ножки ребенку, который в это время лежит на спинке. Предоставьте малышу возможность «побить» мячик ногами.

Далее можно немного усложнить задание. В исходном положении ребенок лежит на спине на большой горизонтальной поверхности. Взрослый бросает мяч так, чтобы он катился по столу или дивану прямо к ножкам малыша. Стимулируйте малыша отбивать мячик ногами. Вначале можете показать ему, как это делается.

Точно так же можете приближать мяч к рукам малыша. Пусть ребенок попытается оттолкнуть мячик ручками в направлении от себя. Упражнение можно повторить несколько раз.

Указанная игра развивает мускулатуру малыша, совершенствует координацию движений. Продолжительность занятия – 5-7 минут. Заниматься можно в то время, когда ребенок активно бодрствует. Проведение игры следует отложить, если ребенок только что покушал или устал.

Это занятие представляет собой игру в прятки в упрощенном варианте. При ее проведении можно импровизировать: например, взрослый закрывает лицо платком, затем неожиданно появляется, открывая свое лицо.

Можно также закрыть своими руками глазки малышу, а через несколько секунд – открыть. Интересно малышу будет и в том случае, если спрятать его любимую игрушку под какой-либо тканью, а когда малыш не сможет найти ее – показать, где находится игрушка.

При выполнении всех вышеперечисленных действий следует повторять выражение «ку-ку» в тот момент, когда ребенок пытается найти исчезнувший предмет или человека.

Указанная игра развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки малыша, способствует тренировке внимания и наблюдательности.

Для проведения игры потребуется любой музыкальный игрушечный инструмент с клавишами. Подобных устройств сегодня в продаже имеется большое количество, а их стоимость является вполне доступной.

Продемонстрируйте малышу игрушечное пианино, нажмите пальцами несколько клавиш, чтобы показать, вследствие каких манипуляций возникает звук.

Затем подвиньте игрушку ближе к малышу и попросите его нажать на клавиши. Если он пока не понимает, как это сделать, сами нажмите его пальчиком на клавишу. Ребенку наверняка понравится подобная игра, и он с удовольствие будет стучать ладошкой по всем клавишам. На данном этапе этого вполне достаточно, ведь у малыша пальчики еще недостаточно развиты для того, чтобы нажимать тугие клавиши, а вот стучать ладошкой или кулачком по игрушке он вполне сможет.

Представленная игра развивает слух малыша, способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. Заниматься можно в любое время суток в то время, когда ребенок активно бодрствует.

Для проведения игры необходимо иметь в наличии пластмассовую или резиновую игрушку, способную издавать писк или другой звук при нажатии на нее или сдавливании. Во время занятия ребенок может лежать на спинке. Покажите ему игрушку и пропищите ее, сказав при этом: «Кто это? Это зайчик! Поймай зайчика!»

Малыш начнет тянуть руку к игрушке, но в этот момент следует отодвинуть ее немного дальше. Ребенок снова будет тянуться к пищащему предмету, но игрушка будет все время ускользать от него. Через несколько подходов дайте малышу возможность наконец-то поймать игрушку. При этом ребенок придет в неописуемый восторг.

Игра направлена на развитие внимания малыша, тренировку мышц рук, совершенствование координации движений. Кроме того, ребенок лучше научится распознавать тональность и источник появления различных звуков. Продолжительность занятия – 5-10 минут. Проводить игру лучше на протяжении дня, когда ребенок бодр и весел.

Пятимесячный малыш уже может выбрасывать надоевшие ему игрушки и другие предметы (соски-пустышки, бутылочки) из кроватки. Если мама в этот момент будет молча подбирать все упавшие вещи, ребенок совсем «разбалуется», и в дальнейшем его будет трудно отучить от этой привычки.

Попробуйте превратить указанное действие в игру и одновременно в обучение навыку убирать за собой. Как только малыш отбросил предмет от себя, скажите: «Ай-я-яй! Игрушка упала!». Затем возьмите ребенка на руки, поднесите поближе к упавшему предмету и скажите: «Подними!». Дождитесь, пока малыш сам поднимет игрушку или хотя бы попытается это сделать.

Указанное занятие способствует развитию мускулатуры малыша, совершенствованию движений рук. Но самое главное значение состоит в том, что ребенок с младенческого возраста будет приучаться к порядку и ответственности за свои поступки.

Продолжительность занятия – по мере необходимости, то есть проводить его следует только в том случае, если малыш сам выбрасывает игрушки с кроватки. Специально бросать игрушки на пол не следует, ведь таким образом ребенок может посчитать, что указанное действие является правильным.

С пятимесячным малышом можно попытаться освоить такой новый вид деятельности, как рисование. Для занятия выбираем медовые или пальчиковые краски, являющиеся гипоаллергенными и безопасными для ребенка. При первом занятии достаточно использовать один-два цвета, в дальнейшем спектр оттенков можно расширять.

Перед малышом следует положить большой лист белой бумаги (его можно приобрести в магазине канцтоваров) и краски. Пусть малыш сам выберет желаемый цвет. Аккуратно опускаем кончик указательного пальца ребенка в емкость с краской, затем проводим пальчиком по листу бумаги, пытаясь нарисовать какой-либо несложный предмет.

Первые рисунки, самостоятельно созданные малышом, можно сохранить на память даже в том случае, если на них трудно что-либо разглядеть. В дальнейшем ребенок будет благодарен за то, что вы предоставили ему возможность любоваться продуктом его «творчества» в более сознательном возрасте.

Продолжительность занятия – 5-7 минут. Рисовать лучше во второй половине дня или вечером, за исключением времени подготовки ко сну.

Для проведения развивающих занятий можно использовать и время купания. Когда малыш находится в детской ванночке, опустите на поверхность воды игрушечный пластмассовый кораблик или обычную пластмассовую мыльницу. В кораблик можно положить один-два небольших предмета. Далее начинайте создавать эффект «волны» на поверхности воды. Обратите внимание малыша на то, что при появлении «волн» кораблик начинает качаться. Также покажите малышу, что движением корабля можно управлять, подталкивая этот предмет руками в определенном направлении или разгребая воду вокруг.

Как правило, ребенку очень нравится подобное времяпровождение. При проведении игры следует учитывать несколько важных моментов:

  • если вы используете в качестве «кораблика» мыльницу, то она должна быть тщательно вымытой;
  • ни в коем случае не следует оставлять малыша без присмотра во время купания и игры;
  • в процессе купания и проведения игры необходимо внимательно следить за температурой воды в ванне. Обращайте внимание на то, как себя чувствует ребенок, не слишком ли горячей или холодной является вода.

Указанное занятие развивает координацию движений малыша, помогает ему понять свойства предметов, помещенных в воду. Кроме того, в процессе любых игр в ванной у малыша значительно улучшается настроение.

Продолжительность занятия – от 5 до 15 минут. Рекомендуемое время проведения – вечером во время очередного купания малыша.

Развивающие игры с ребенком 5 месяцев должны соответствовать следующим требованиям:

  • очень важно использовать во время занятий только высококачественные сертифицированные игрушки, не содержащие вредных красителей и других опасных компонентов;
  • игрушки, используемые при проведении игр, следует регулярно мыть чистой прочной водой;
  • размер игрушек не должен быть меньше, чем 5-6 см. Предметы меньшего размера ребенок может случайно проглотить или запихнуть, например, в ухо или нос;
  • два-три раза в неделю игрушки, используемые при проведении игр, следует заменять новыми, чтобы малыш не терял интерес к игре. Через некоторое время их можно вновь вернуть.

В этот период следует развивать способность малыша к манипулированию различными предметами. Совершенствванию этого умения будут способствовать игры с мячиком или пирамидками. Совсем не обязательно приобретать слишком много игрушек: достаточно иметь два-три комплекта, а также использовать во время занятий предметы домашнего обихода, не представляющие опасности для малыша.

Такой большой, но все же еще такой маленький! Да, так смело можно сказать про пятимесячных деток. Они сейчас такие интересные! С большим интересом наблюдают за мамиными делами, радуются приветливой улыбке, с удовольствием гулят и еще много чего интересного! И, конечно же, чтобы постоянно развивать и совершенствовать умственное и физическое развитие вашего чада, с ним нужно заниматься. Как? В форме игр, ясное дело!

  1. Массаж и гимнастика
  1. Обзор игрушек
  1. Советы родителям


На 5-ом месяце жизн и малыш обретает новые навыки: он уже умеет самостоятельно на животик и на спинку, встает на четвереньки и уже совсем скоро начнет ползать.

Чтобы придумать развлечение для крохи, маме нужно быть все более и более изоб ретательной. Малыш старается в полной мере использовать навыки, приобретенные за жизни , и теперь все, что попадается в его маленькие ручки , тут же оказывает ся опробованным на вкус. Занимая сь с ребенком, помните об этом , и мелкие опасные предметы уберите из зоны досягаемости. В противном случае малыш может подавиться.

Для любого маленького исследователя важно, что бы объект изучения был новым и интересным, по этой причине лучше не перег ружать малыша игрушками . Не стоит выкладыва ть сразу гору интересных вещей: кроха такого богатства выбора попросту не в состоянии оценить.

Лучше доставайте несколько игрушек каждый день, периодически меняя их. Р азнообразие выбора с постоянным обновлением ассортимента привлечет интерес и поможет сделать игру увлекательной.

Массаж и гимнастика

Продолжаем заниматься физическим развитием малыша. Занятия и игры с ребенком 5 месяцев включают в себя упражнения на укреп ление вестибулярного аппарата.

  • В озьмите малы ша на руки лицом вниз. П усть одна рука поддерживает его под грудь, вторая – под живот, аккуратно «полетайте» по комнате, изображая самолетик. Большинству малышей нравятся такие игры. Следует иметь в виду, что если подобные полеты в ы не совершали с ребенком ранее, стоит начинать их плавно и осторожно, иначе противном кроха может испугаться.
  • Медленно , но верно тело малыша готовится к новому скачку в развитии двиг ательных навыков – очень скоро в аш крохотный моторчик начнет самостоятельно передвигаться по дому на четвереньках. Помогите малыш у быстрее освоить этот навык. В положении лежа на животе подгибайте ножки в коленях под живот и о дновременно выставляйте ручки. К кроху нужно н аучить стоять на четвереньках.
  • Следующим этапом в занятиях с ребенком 5 месяцев, когда такое положение будет с успехом освоено, станет раскачивание корпуса вперед-назад. Такие упражнения на координацию движений помогут малышу в скором времени сделать самостоятельные движения.

Не стоит забывать о безопасности дитя: е сли и в более раннем возрасте оставлять его на кровати или диване без бортов в одиночестве было крайне опасно, то сейчас такие действия могут привести к травмам еще с большей вероятностью. Дети развиваются скачкообразно, и очень часто приобретение новых навыков становится неожиданностью для родителей. Обезопасьт е кроху от возможных падений. О чень может быть, что момент, когда ребенок научится ползти, в ы проглядите

Обзор игрушек

Сейчас малыш очень интересуется всем, что шуршит, гр емит, блестит. В общем, издает вс яческие звуки, забавно двигается и ярко выглядит. При этом в качестве игрушек могут служить не только всевозможные погремушки, сортеры и любая другая продукция детских магазинов, но и вполне себе житейские вещи. Кусочки ткани, разноцветные баночки с камушками или крупой (только следите, чтобы ребенок не открыл и не наелся), шуршащие фантики, и так далее и тому подобное. Всего лишь немного маминой фантазии!

В качестве о собого интереса среди игрушек стоят волчок, неваляшка и пир а м идка . Малыш сейчас воспринимает не только зрительную информацию, но и наощупь . Ему очень хочется взять интересующий предмет в ручки, ротик, покрутить его, пощупать. Не отказывайте ему в этом удовольствии и обязательно начинайте знакомить его со свойс твами предметов (меховой помпон мягкий, пластиковая крышка жест кая, атласная ленточка гладкая и т.д.). Мелкая моторика и т а ктильное воспри ятие сейчас активно развиваются , да и как интер е сно перебирать маленькими пальчиками такие цветные игрушки!


Во что играть с ребенком 5 месяцев?

  • Как и ранее, будет актуальна и интересна для крохи игра в прятки . Спрячьтесь за салфеткой или платком сами и задайте крохе вопрос: «Где мама/папа?», выждав секундную паузу, покажите малышу свое лицо и скажите: «Вот тут!». Можно прятать и самого ребенка – накиньте платочек на его лицо. Желательно использовать небольшие кусочки материи, которые кроха без труда сможет убрать, поскольку при возникновении з атруднений с освобождением лица , ребе нок может попросту испугаться.
  • Вторая популярная игра, в которую ребенок со временем начнет играть с большим удовольствием - это «Найди предмет» . Под ту же самую салфетку можно спрятать любимую игрушку или книжку, можно обозначать вещи, людей, животных в комнате и просить малыша указать на них. Конечно, сейчас он еще не в состо янии этого сделать, но слушать в аши вопросы и ответы, поверьте, будет очень внимательно. В скором времени во время подобных занятий малыш начнет отличать близких, предметы, игрушки и указывать на них сначала взглядом, а после и пальчиком.
  • Научите ребенка отдавать и принимать предметы в игре . Например, используя забавные потешки и мягкую игрушку, в игровой форме покажите малышу, как ее брать ручками, помогите поместить ее из одной ладошки в другую, отдать маме и вернуть обратно в ручки.
  • Уже с первых месяцев жизни уделяйте время чтению книг с малышом . Зачитаться, конечно, не выйдет, помните, что карапуз еще не в состоянии долго концентрироваться на одном действии. Достаточно 5-10 минут, но каких! Сейчас можно найти яркие, красочные книжки с крупными рисунками, толстыми страничками (ребенок может сам их переворачивать), даже со звуковыми эффектами.
  • В игровой форме можно знакомить малыша с музыкой и звуками. Детки с огромным интересом слушают мелодичные звуки, легкую музыку, классические произведения, звуки природы. Расскажите, что так звучит водичка (можно даже показать), так стучит стаканчик, а вот так чирикает воробушек. Сборники детских песен можно использовать как фоновую музыку для упражнений. Ну и кто запрещает танцевать на руках с малышом?! Плавно раскачиваясь на маминых ручках под веселую мелодию – что может быть лучше!


Кстати, о музыке. Сейчас существуют специальные сборник и современной музыки в детской а ранжировке. Некоторые давно всем известные популярные композиции адаптированы под детские колыбельные . Малыши с удовольствием слушают приятные мягкие звуки, ну а родители могут узнать знакомые нотки.

5 месяц жизни ребенка – время . Если Ваш малыш до этого времени питался материнским молоком, то вполне вероятно, что именно сейчас Вы предложите ему первые фруктовые или овощные пюре или соки.

Крайне не рекомендуется совмеща ть процесс игры с кормлением. Т аким образом, ребенок не сможет воспринимать его серьезно. Не зря известная поговорка гласит: «Делу – время, потехе – час». Для 5-месячного малыша, время еды – большое и серьезное дело.

Игры с малышом помогают развивать его во всех направлениях – зрение, слух, речевые навыки и физическое развитие невозможны без внимания и усилий со стороны близких любящих людей. Развивающие игрушки с различными свойствами – шуршащие коврики, пищалки и гремелки, книжки-малышки – все это хорошо для малыша в 5-месячном возрасте, но гораздо более познавательно и интересно, если мама и папа покажут, как нужно играть, и какими свойства м и обладает тот или иной предмет.
И очень важный момент: комментируйте свои действия, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем, рассказывайте о свойствах предметов. Очень важно говорит с карапузом, даже если он поймет не все и не сможет вам ответить. Речевые навыки закладываются уже сейчас, ребенок уже старается подражать взрослым, копировать интонацию и манеру общения. То, как вы общаетесь с домочадцами и, прежде всего, с самим ребенком, в последующем отразится на его поведении и речевых навыках. Учите доброте и общению уже с этих пор!
Открывайте с малышом новый мир – учитесь радоваться птичке на дереве во время прогулки, яркому летнему солнышку, мыльным пузырям или легкому теплому дождику. Не только малыши учатся у нас, взрослых людей, - нам тоже есть чему поучиться у них – искренности, неподдельной радости от простых вещей, безмерной любви к окружающему миру. Уделяй те больше внимания своим деткам , а их солнечная улыбка пусть станет в ам наградой!
  • Не переусердс т вуйте с физическим развитием, помните, что все должно быть в меру. Ребенок еще слишком мал для активных и продолжительных игр. Если малыш не хочет играть, капризничает и отказывается, не настаивайте.
  • Если вы первый раз играете с ребенком, проявите осторожность. Например, любимая всеми детками игра «в самолетики» в первый раз может быть пугающей для пятимесячного младенца. Он может заплакать от резкого движения, п одбрасываний, испугаться. Учтите это.
  • Не желательно играть сразу после кормления, лучше подождать и «переварить» сытный обед, а потом уже приниматься за веселье.
  • Помните о безопасности. Любые игрушки и интересные вещички, которыми ваше чадо может увлечься, должны быть доступны для него. Например, свисающие игрушки на мобиле должны висеть так, чтобы ребенок смог их пот р ога ть, дотянуться ладошкой. А вот потенциально опасные предметы, мелкие детали и прочее лучше убрать с глаз долой.
  • Не з абывайте про веселые потешки, их очень любят детки всех возр астов! С помощью таких нехитрых и коротких ст ишков можно превратить обычные повседневные дела в забавные игры. Так и рутинная смена подгузника с веселым стишком и комментариями на каждое действие превращается в повод для смеха и веселья.

Уже не только спит и ест, а и желает как-то развлечься. Да-да, у него ведь уже сформировались хватательные рефлексы, он держит головку и даже пытается сесть, как взрослый. Игрушки ему, конечно, интересны, он все их пробует на зубок, но эта забава никак не заменит игр с родителями. И здесь вам на помощь придут наши .

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Но вначале давайте разберемся с тем, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Кроме того, о чем мы уже сказали выше, предполагает, что он уже осознанно улыбается, когда видит маму или папу, радостно лепечет и выражает свои эмоции. Ребенок в 5 месяцев может сфокусировать взгляд, отличать близкие объекты от далеких и находить знакомые.

У ребенка в 5 месяцев начинают активно развиваться слуховое восприятие и речь. Он поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть. А еще ребенок в 5 месяцев пробует лепетать, и в отличие от «агукания», лепет - это уже более сложный вид речи, который готовит малыша к произнесению первых осознанных звуков и слогов. Так что играть в игры с ребенком в 5 месяцев будет весело и интересно. Итак, наши развивающие игры для детей 5 месяцев.

Развивающие игры для детей 5 месяцев

Игры с ребенком в 5 месяцев предметами разной формы и текстуры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений малыша.

Игра в предметы разной формы: для игры понадобится по три кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подкладывайте ребенку по очереди шарики и кубики; следите, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

Игра в предметы разной текстуры: дайте ребенку предметы разных форм и с разной поверхностью - гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить или сделать своими руками тактильные мешочки (они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками), ощупывая которые ребенок будет развивать мелкую моторику рук.

Игра «Ручки и ножки». Ребенок в 5 месяцев уже «познакомился» со своими ножками. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику. Также ребенок в 5 месяцев очень любит что-то пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки, он будет их отталкивать. Такие предметы как, к примеру, мячик или неваляшка, можно не подвешивать, а просто класть в кроватку.

Игра «Маленький пианист». Ребенок в 5 месяцев получает представления об объеме и плотности предметов, надавливая на них. Лучше всего для игры с ребенком в 5 месяцев подойдут клавишные музыкальные инструменты. Первое игрушечное пианино малыша принесет не только принесет ему радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев. Покажите ребенку, как нажимать клавиши.

Игры с ребенком в 5 месяцев на развитие зрительной памяти и внимания, научат малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Игра «Зеркало». Эта игра научит ребенка следить за своим зеркальным отражением. Подносите ребенка к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом - на себя. В процессе игры малыш научится различать свое, и ваше отражения. Все свои действия сопровождайте комментариями.

Игра «Старое и новое». Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые. Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, периодически добавляя новую. Отечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит - дайте ему игрушку. Берите ребенка на руки и ходите, показывая ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключать внимание ребенка нужно постепенно.

Игра «Прятки». Игра в прятки развивает внимание ребенку. Покажите малышу яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу рассмотреть каждую деталь. Затем отведите немного в сторону; приблизьте; спрячьте за бортик кровати. Проделайте то же самое с другой игрушкой. Важно, чтобы ребенок наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением. Комментируйте все свои действия, чтобы ребенок не испугался неожиданным появлением игрушки.

Пятимесячный кроха даже не подозревает, что всего через месяц его ждет «половина первого юбилея». Он развивается не по дням, а по часам, беспрестанно радуя своих родителей. С этого месяца ребенок начнет меньше прибавлять в весе и росте, поскольку входит в этап повышенной двигательной активности. Постепенно он будет приближаться к освоению навыка самостоятельной ходьбы, а также речи. Ну а пока на этом пути его поджидает первая неприятность: скоро полезут первые зубки. Кроха постоянно что-то тянет в ротик, чтобы унять зудящие десны. Родители могут облегчить страдания своего чада специальными медикаментозными средствами, а также охлаждающими игрушками – прорезывателями. А вот как правильно развивать ребенка в возрасте 5 месяцев? Ведь это уже совсем не тот беспомощный комочек, который они, кажется, еще совсем недавно привезли из роддома.

Так много уже умеет

Да, карапуз значительно прибавил с того момента. И не только в весе или росте. Он стал довольно смышленым, умелым. Чего ребенок уже достиг к этому возрасту?

  • В положении на спине он умеет приподнимать головку и плечи, давая понять родителям, что скоро будет готов садиться. Но пока еще высаживать его рановато: позвоночник недостаточно окреп.
  • Умеет переворачиваться со спины на животик, с бока – на спину или животик.
  • Лежа на животике, ребенок отталкивается от опоры, стараясь ползти. Пока что получается только по-пластунски, но совсем скоро кроха и даже раскачиваться.
  • Координация «рука – глаз» достаточно развита, и малыш уже в состоянии точно определить расстояние до игрушки, чтобы схватить ее. Он может делать это любой рукой, лежа на животе или спине, даже если игрушка находится над его головой, а если она падает – ищет ее глазами. Многие детки умеют перекладывать игрушку из руки в руку.
  • Кроха проявляет живой интерес к игрушкам: он подолгу их рассматривает, держит в ручках, ощупывает, может отдать взрослому, бросить, умеет нажимать на кнопки, если они есть.
  • Активно развиваются эмоции грудничка. Он уже научился выражать радость, недовольство, даже страх. Может требовать, сердиться, заливисто хохотать.
  • Заметен прогресс и в речевом развитии крохи. Он переходит от гуления к лепету. Ребенок уже научился повторять разные слоги, некоторые малыши умеют их удваивать (ба-ба, ду-ду). Ребенок активно приглашает взрослых беседовать с ним, выражает бурную радость, когда ему отвечают, учится повторять звуки за взрослыми.
  • Значительно окрепла нервная система малыша. Сейчас она в состоянии выдерживать достаточно интенсивные физические и эмоциональные нагрузки. Ребенок может бодрствовать не менее 2 часов между снами, поэтому их количество сокращается днем до 3.

Что нужно развивать?

Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?

  • Прорезыватели для зубов.
  • Игрушки с зеркальными поверхностями.
  • Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
  • Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
  • Мячи разных размеров.
  • Неваляшки.
  • Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
  • Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
  • Развивающие коврики.

Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.

Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:

  • подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится;
  • щекотать или дуть на животик;
  • строить смешные рожицы;
  • издавать забавные звуки (например, фыркать);
  • играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг;
  • трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги;
  • играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку);
  • иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).

Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».

Следите, чтобы запахи не были слишком резкими, не отталкивали кроху и не вызывали дискомфорта. Всегда говорите, что это так пахнет, комментируйте, понравилось крохе или нет. Но! Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, игры с запахами лучше не проводить!

Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.

«Трогательно-хватательные» навыки

Для чего ребенок все трогает? Изучает мир. Но польза от прикосновений и в другом: так он развивает тактильные ощущения, а также мелкую моторику, необходимую для стимулирования речевых навыков. Трогать малышу можно все, что угодно, если это не опасно (не обожжет, не поранит, не может быть проглочено) – игрушки разных форм и размеров, предметы обихода из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань, картон, вата, перья, мех). При этом важно следить, чтобы ребенок не тянул это в ротик. Поэтому лучше, если мама будет сама касаться предметами ручек, пальчиков крохи, научит сжимать их, но не даст пробовать на зуб.

Весьма полезны в этом плане всевозможные развивающие коврики: ребенку обычно есть что трогать или ощупывать на них.

Что касается захвата предметов, то этот навык совершенно необходим малышу. Его нужно учить брать, отдавать, бросать предмет, стучать одной игрушкой о другую, открывать, нажимать, трясти. Для этого важно, когда ребенок бодрствует, раскладывать перед ним разные предметы, подвешивать их на шнурках перед глазами, давать в ручки. При этом обязательно называем, что дали, какого оно цвета, с какими свойствами (теплое, холодное, пушистое, гладкое, твердое).

Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваш ребенок имел доступ к медикаментам. Даже пустые флакончики или тюбики могут содержать остатки просроченного средства, которое будет слизано. А таблетки он и вовсе может проглотить в любой момент!

И снова – к мелкой моторике

Развивать ребенка в 5 месяцев невозможно в отрыве от развития речи. А ее стимулировать нужно постоянно. Здесь не зря все время говорится о необходимости все называть и комментировать для крохи: постоянная речевая среда – прекрасный стимул для речевых навыков малыша. Но не единственный. Прекрасно способствуют развитию речи упражнения, стимулирующие мелкую моторику, в частности пальчиковые игры.

В этом возрасте кроме всем известных «ладушек», «сороки-вороны» и «козы рогатой» полезны специальные комплексы упражнений.

  1. Начинаются они с разогревающей разминки. В нее входят поочередное сгибание-разгибание каждого пальчика и всей ладошки, поглаживающие движения по ладошкам, массаж каждого пальчика с проработкой всех фаланг (так, словно ребенку надевают перчатку).
  2. Далее ребенку сгибают-разгибают кисти рук, затем сжимают и разжимают кулачки, прокручивают их в разные стороны. Все движения важно сопровождать ритмичными прибаутками, которые несложно сочинить самим (а можно подобрать готовые).
  3. Каждый пальчик немного потягивают, затем выполняют ним круговые движения в разные стороны.
  4. Поднимают ручки ребенка и стараются провести ими по волосикам на голове.
  5. В качестве дополнительных «тренажеров» могут выступать, например, грецкие орехи, массажные шипованные мячики, ребристые карандаши, которые катают между пальчиками и ладошками крохи.

Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться с артикуляционным аппаратом, используйте зеркало. Поднесите к нему ребенка и начинайте медленно, утрированно имитировать какой-то звук (животного, птицы, ветра, мотора). Малыш не только начнет повторять за вами, но и сможет видеть одновременно ваши движения и свои.

Движение – не ограничивать!

Развивать малыша в 5 месяцев в физическом плане не менее важно. Ведь чем крепче и сильнее его мышцы, суставы, скелет, чем лучше он научится держать равновесие, тем быстрее начнет ползать, вставать и – к радости родителей – ходить без их помощи. Поэтому сейчас особенно важно стимулировать ребенка к движению. Пусть он учится садиться, ползать, топать ножками. Для этого подойдут следующие упражнения.

  • Когда кроха лежит на животике, пусть перед ним лежат яркие игрушки, за которыми он захочет потянуться. Возможно, это будет музыкальная игрушка, которую ему нравится нажимать. Ребенок будет барахтаться на поверхности, стараясь достать до предмета. Можно помочь ему, подставляя под пяточки опору. Когда у него получится достать до игрушки, обязательно похвалите!
  • Возьмите ребенка под мышки, поставьте ножками на опору и наклоняйте в стороны примерно на 45 градусов. Это тренирует вестибулярный аппарат. Также для этой цели хорошо кружить малыша, переворачивать, поднимать и опускать – то есть всячески менять его положение в пространстве.
  • Малыша нужно подтянуть за ручки в сидячее положение, а затем аккуратно толкнуть назад, чтобы он лег на спину. Он будет стараться снова сесть, укрепляя мышцы шеи, спины, бедер, а также вестибулярный аппарат.
  • Возьмите ребенка руками под грудь, приподнимите и опустите себе на колени. Как только он упрется и сделает толчок, снова приподнимайте его и опускайте. Следите, чтобы вес малыша не переносился полностью на ножки.
  • То же упражнение, только на твердой опоре. Малышу дают возможность, упершись в поверхность, сделать несколько шагов, а затем снова поднимают.

Кстати, многие родители сегодня спешат заменить пружинящие прыжковые упражнения качанием ребенка в прыгунках. Да, это ему доставляет эмоциональное удовольствие. Но! Стоит иметь в виду, что чаще всего, находясь в прыгунках, детки отталкиваются от опоры только пальчиками ног, что приводит в дальнейшем к деформации стоп. А если малыш полноценно встанет на всю ступню, то его вес даст непосильную нагрузку на тазобедренные суставы. И еще один довод против этого устройства – оно лишает ребенка полноценного телесного и зрительного контакта, а также общения с родителями.

Если вы не хотите препятствовать физическому развитию ребенка, сведите до минимума время, которое он проводит в «заточении» манежа, ограничивающего подвижность. Забудьте о том, чтобы обкладывать свое чадо подушками и оставлять сидящим на кровати или диване. Во-первых, маленький позвоночник еще не готов к такой нагрузке. Во-вторых, малыш будет стремиться к маме, поэтому перевернется и скатится, как умеет, на пол. То есть – упадет и ударится.

С того момента, как ребенок начал перемещаться (пусть даже на животе, перекатами или «по лягушачьи»), расчистите ему путь от всего, что может быть опасным (бытовые приборы, розетки и шнуры, лекарства и бытовая химия, стекло).

Итак, впереди ребенка ждет окончание первого полугодия жизни вне маминой утробы. А это значит – новые навыки, умения и победы. Малыш научится полноценно ползать, вставать на ножки, отпускать опору, сделает свои первые шаги, скажет первые слова… Все это уже не за горами. Чтобы этими навыками кроха овладел своевременно, важно постоянно развивать его во всех сферах. А главное – крепко любить.