06.02.2024

Человеческие фигуры из бумаги в технике папье маше. Садовые и домашние фигурки в технике папье-маше Фигуры для папье маше


Как набрать объёмную форму:

Т.к. я люблю вещи крупные, то и статуэтка у меня будет не маленькая. Точная копия — не самоцель.
1 — найти изображение самой статуэтки. Увеличить картинку, распечатать на принтере, вырезать выкройку.
2 — обвести выкройку на листе картона.
3 — вырезать с запасом, для того, чтобы загнуть края влево-вправо. Сделать на деталях прорези.
4 — собрать фигуру. Уже видно, что не плоская штука будет.
5 — загнуть края. К ним будут крепиться полосы более тонкого картона.
6 — переплести произвольно полосками тонкого картона.
7 — взять мешковину (х/б рогожку), порезать на куски; растопить столярный клей.
8 — обклеить фигуру мешковиной внахлёст. Сверху нужно обязательно проклеить простыми тряпочками типа бязи. Если этого не сделать, после высыхания клея получим сотни» иголок» от завернувшихся и затвердевших нитей мешковины. Оставить заготовку на просушку.
9 — поставит сухую заготовку на подставку, чтобы можно было работать сразу со всех сторон (просто прикрутить снизу саморезами д доске).
С клеем ПВА такую крупную заготовку проделать невозможно, конструкция будет слишком хлипкой.
10 — наложить черновой слой папье-маше. Фигура уже не кажется такой угловатой и кривоватой. Уже похоже на скульптуру.

Теперь на заготовку нужно мелких деталек понавешать (слепить из папье-маше и приклеить), чтобы на Догу стала похожа.

Подставку сделал из досок.
Из полиуретанового багета согнул декор для торца — если полиуретан аккуратно подогреть феном, он гнётся.

Чтобы скульптура была практичной, а не просто пыленакопителем, вырезал в ней отверстия и вмонтировал часы.

Покраска скульптуры

Первая краска — цвет зелёной глины (оливковый).
Вторым цветом уже не красим, а просто — кончиком широкого флейца даем кирпичный тон.
Флейцем поменьше с тонкой щетиной, почти сухим, нужно пройтись белым цветом по выпуклостям.

И совсем чуть-чуть пройдемся красненьким по самым краям.
Фото справа — фигура наполовину покрыта лаком; видно, как под лаком цвет поменялся, «вытянулся».

Лак масляный матовый.

Советы: Для любой окончательной отделки изделия из папье-маше желателен масляный лак, матовый или глянцевый в зависимости от того, хотите, чтобы ваша работа блестела или нет. Краски любые. Я использую то, что есть под рукой: акварель, гуашь, темперу. Можно масло.
Обычно готовая работа красится белой водной эмульсией (грунтуется), на неё наносится плотный основной тон и растирается влажной тряпкой.
Из покупного дешёвого глянцевого лака можно сделать матовый своими силами: берётся обыкновенное хозяйственное мыло (наше вонючее), строгается мелко, растворяется керосином и вливается в глянцевый лак (не путать с НЦ!).

На фото — лак уже почти подсох и видно, что не блестит. Приятный цвет, как после обильной восковки. Похоже на терракот.

В связи с развитием загородного строительства, широкое распространение получили в том числе и предметы для украшения интерьера дома и участка вокруг него. В зависимости от предпочтений и финансовых возможностей домовладельца эти украшения могут иметь самые разнообразные формы, а для изготовления их могут применяться самые разнообразные материалы.

Это и естественные материалы – гранит, мрамор, искусственные – полимеры, папье-маше. Такие украшения интерьера бывают в виде альпийских горок, искусственных водоемов и скульптур самой разной формы и размеров.

Из всех материалов, применяемых для украшения интерьера, папье-маше, пожалуй, самый простой в изготовлении. Любой человек, не обладая специальными навыками, может изготовить поделки из папье-маше для дачи.

Установленные на территории участка фигурки становится все популярнее – многочисленные зверушки, гномы, аисты и слоны, разнообразные герои сказок делают окружающий интерьер сказочным и интересным. Восторг детворы будет обеспечен! А особенно, если в процессе изготовления скульптуры они и будут еще участвовать.

Что такое папье-маше?

Это масса, включающая в себя различные материалы типа бумаги, картона и скрепляющие элементы в виде клеев, гипса и пр. Вообще, в переводе с французского папье-маше означает «пережеванную бумагу». Первые изделия из этого материала обнаружены при проведении археологических исследований в Китае и датированы IIIвеком до нашей эры.

Этот материал широко применяется при изготовлении макетов, муляжей, бутафории, а после специальной обработки, для изготовления элементов мебельных конструкций или иных элементов дизайна.

Способы получения скульптуры из папье-маше

На практике применяют два способа получения изделий (скульптур) из этого материала.

Способ 1

  • изготавливается модель будущей скульптуры;
  • на приготовленную модель наклеивается несколько слоев бумаги (количество слоев может достигать 100).

В результате получается скульптура полая внутри.

Способ 2

  • бумагу мелко нарезают, помещают в горячую воду и выдерживают примерно 24 часа;
  • после выдержки бумагу кипятят, отжимают и высушивают. Высохшую массу тщательно перемешивают с меловым порошком, в процессе перемешивания добавляется клей (столярный или клейстерный);
  • в результате перемешивания получается однородная масса, которую можно уложить в заранее приготовленную форму или нанести на каркас будущей скульптуры.

Бескаркасные скульптуры цельные без внутренней пустоты.

Материалы, применяемые для изготовления скульптур из папье-маше

В качестве основных материалов применяют бумагу плотностью 40-60 гр/м 2 (газетная), в качестве клеящей составляющей используется столярный клей, клейстер или клей ПВА. Для повышения прочностных характеристик скульптуры, целесообразно использовать армирующие материалы, это может быть марлевая и пластиковая сетка, которая укладывается между слоями папье-маше.

При изготовлении папье-маше для сада надо обязательно помнить о воздействии атмосферных осадков в виде дождя или утренней росы. Именно поэтому, для продления срока жизни поделки из папье-маше, после изготовления ее необходимо тщательно загрунтовать водоотталкивающей шпаклевкой, а после окрашивания нанести несколько слоев лака.

Одним из факторов, который может существенно сократить жизнь сделанной своими руками скульптуры — это невидимые глазу вредители – плесень, грибок, микроорганизмы. Для того что бы минимизировать вред при изготовлении массы, необходимо делать специальные добавки. Это может быть соль, лавандовое масло. Для удаления запаха клея, можно добавить различные отдушки.

Необходимые инструменты и материалы

  • бумага, картон;
  • клей – обойный или ПВА, можно использовать и самодельный клейстер;
  • краски и кисти;
  • клеенка – для защиты рабочей поверхности;
  • подсолнечное масло и жидкое мыло;
  • каркас для оклеивания;
  • защитные перчатки;
  • нож или ножницы.

Разнообразие форм

Проявив творческую мысль, любой человек может изготовить скульптуры из папье-маше, в полном соответствии со своими фантазиями. Дело в том, что при большом выборе садовых фигур в строительных супермаркетах, они повторяют друг друга, это гномы, ежики, различные зверушки и согласитесь, наличие одинаковых гномов на соседних участках вряд ли обрадует вашего ребенка.

В качестве пробных изделий можно попробовать свои силы в изготовлении фигур грибов, фруктов и овощей, то есть простейших фигур, в основании которых лежит шар. На поверхности лежит идея устроить на своем участке копию пирамиды Хеопса. По мере получения опыта, можно переходить к более сложным формам.

Установка скульптур

Вес полученной фигуры определяется ее размерами, но в любом случае, конструкция из бумаги и клея будет иметь небольшую массу и поэтому при ее установке на участке надо продумать вопрос о месте. Желательно что бы это было место, защищенное от ветра, в случае если такого места нет, то скульптуру надо зафиксировать к грунту либо ее чуть прикопать, либо применить анкер, можно внутрь фигурки из папье-маше для сада заранее вмонтировать груз.

Несмотря на то, что фигурки имеют защиту от влаги, необходимо помнить, что в основе папье-маше лежит бумага, которая совсем не дружит с излишней влагой, поэтому место для установки должно минимизировать доступ излишней воды в виде дождя или росы.

После окончания дачного сезона, скульптуры необходимо убрать с участка и перенести их в помещение, в противном случае, снег и мороз могут их разрушить.

Полученный результат долго будет радовать вас, ваших детей и близких, а главное — то, что будет установлено на вашем участке, не будет повторением серийных магазинных поделок. Да, наверное, магазинные скульптуры могут дольше прослужить, но с другой стороны — это стимул изготовить к новому сезону новые фигурки и скульптуры.

Мастер-класс от nika_po. Делать их не сложно, но процесс растянут во времени. Детям это не нравится. Но занятым взрослым это даже на руку.Сегодня замочили лотки (2 мин.), завтра замесили тесто (допустим 15 мин.), потом слепили, а уж декорировать можно потихоньку вечерами - готовиться к праздникам почему-то гораздо интереснее чем праздновать.

Нужны - лотки бумажные от яиц, клейстер, клей ПВА. Для декорирования - гофрированная бумага, гуашь, ПВА, крахмал, манка, проволока.

ПВА надо покупать в хозяйственном или строительном магазине большую ёмкость - его уходит много. Чтобы всё получилось хорошо, рекомендую использовать рыхловатые лотки, они сами начинают расползаться, стоит их только горячей водой облить.
Заливаем лотки горячей водой.

Когда размякнут, разрываем на кусочки и оставляем в воде.

Когда куски как следует набухнут, измельчаем с помощью миксера или комбайна.

Отжимаем воду через тряпку.

Вот что получилось.

Отжимки смешиваем с клейстером и небольшим количеством клея ПВА, или только с клейстером. Получается тесто для лепки. Но всё что угодно из него не вылепить, поэтому надо выбирать форму попроще.
Покажу как я лепила на примере гриба.
Скатаем в руках шарик.

Положим его в небольшую круглую емкость. Катаем шарик в емкости. Он получатся ровный, гладкий. Из него потом удобно лепить простые формы.

Шлёпаем шарик на ровную поверхность и получаем шляпку гриба.

Проминаем ямку для ножки.

Шляпку можно сделать и другим способом. Так она получается более гладкая. Сушить надо прямо в форме.

Из такого же шарика скатываем ножку.

Сушим заготовки. Можно это делать на батарее.

Сухую заготовку можно сразу оклеить креповой бумагой. Если она очень неровная, можно сначала наклеить несколько слоёв туалетной бумаги.

Нижняя часть шляпки оклеена креповой бумагой, а верхняя окрашена патом.

Крем на тортиках сделан в технике гофротрубочки.

Крошки из манки. Манку можно наклеить, а потом покрасить. Или приготовить заранее следующим образом. Насыпаем на сковороду несколько ложек манки и поджариваем помешивая. Когда цвет изменится, откладываем немного в отдельную ёмкость. Так получаем разные оттенки коричневого.

Теперь про пат.
Пат - смесь крахмала, клея ПВА и гуаши. Его используют для изготовления тычинок мастерицы-цветочницы.
Пат заменит вам шоколадную глазурь, кожицу гриба или яблок. Также с его помощью можно сделать вишенки. Нужно намотать на проволочку вату с ПВА, сформировать ягоду, высушить её и покрыть патом. Можно в два слоя. Если нужен блеск, то сверху ещё покрыть лаком.

Как готовить пат.
Насыпаем в маленькую(!) ёмкость крахмал и добавляем ПВА. Перемешиваем и добиваемся нужной консистенции добавляя ПВА - если надо пожиже, или крахмал - если надо погуще. Подкрашиваем гуашью. Ёмкость лучше брать с крышкой - чтобы можно было не сразу всю смесь использовать. Вот так заготовка превращается в яблоко. Красим патом. Хвостик из проволоки, обернутой креповой бумагой (всё хорошо промазываем ПВА).А вот тут я хочу показать как яблочная заготовка превращается в яблоко. Чтобы сделать его более гладким, я оклеила заготовку несколькими слоями туалетной бумаги.

Вот так заготовка превращается в яблоко. Красим патом. Хвостик из проволоки, обернутой креповой бумагой (всё хорошо промазываем ПВА)



Готовые игрушки из папье-маше:

Другие Мастер-классы из рубрики

Художница Vally Nomidou создает свои скульптуры в форме человеческих фигур из бумаги используя технику папье маше. Ее скульптуры – это женщины и девочки с анатомически реалистичными пропорциями но внешний их облик выглядит незаконченным, с открытыми полостями в телах где частично их скрепляет проволока и поддерживает деревянный каркас.

Человек из папье маше

Фигуры из папье-маше выполнены в оригинальном человеческом масштабе. Чтобы добиться такой реалистичности, автор снимает гипсовые слепки частей тела моделей. Уже внутри слепка автор выкладывает бумагу слой за слоям проклеивая их – формируя таким образом каждую часть в отдельности, которые потом соединяются в общую композицию.

Каркас наращивается изнутри дополнительными слоями бумаги и картоном. Внешне дополнительно декорируется бумажным кружевом и проволокой.

Внешняя незаконченность работ: просвечивание слоев бумаги и полос газет, торчащая проволока, открытые полости – это концептуальное решение автора, вызванное произвести шокирующее впечатление. Сочетание человеческой формы с такого рода элементами не свойственными здоровой человеческой форме вызывают болезненную реакцию.

Открытые полости в «телах» скульптур заставляют зрителя, по любопытству, заглядывать внутрь.

Некоторые работы и вовсе повторяют лишь часть формы человека – это как бы осколок самого человека, немного навивающий грусть, заставляющий задуматься о зыбкости существования.

Эта объемная фигура человека осталась стаять на нечем не прикрытом деревянном каркасе вместо полноценной формы ног.

Конечно все это создает немного пугающее впечатление, но все-же персонажи выполнены весьма искусно.

Из обычного картона и бумаги объемные фигуры выполненные в технике папье-маше повторяющие человеческое тело выглядят весьма реалистично если бы не их концептуальная незаконченность.


Если делать большую садовую фигуру из папье-маше, то она получится тяжёлой. Можно применить комбинированный способ: внутри скомканная бумага, а сверху папье-маше. Фигура делается без каркаса. Для внутреннего заполнения можно использовать пенопласт — фигура получится лёгкой.

Процесс создания:

Скомкать бумагу и прикладывать комок к комку, далее скотчем скрепить. Таким образом создать очертания будущей скульптуры. Затем обклеить кусочками газет или туалетной бумагой в несколько слоёв, а потом доделать мелкие детали из туалетной бумаги, смачивая её клеем ПВА. Туалетная бумага, как глина становится — лепи, что хочешь. Затем вновь просто обклеить туалетной бумагой, чтобы получилось однородная поверхность. Подождать когда конструкция высохнет, а потом раскрасить гуашью. После полного высыхания нанести слой клея ПВА, чтобы зафиксировать цвет краски перед нанесением лака. Опять сушить и сверху нанести три слоя яхтного лака (по мере высыхания предыдущего слоя).

Так как все скульптуры покрыты яхтным лаком, в дождь можно не убирать в дом. Но при необходимости можно и занести - вес фигуры в среднем 5-6 кг.

Так как папье-маше — это бумага, работать приходиться с клеем ПВА. Надо ждать когда он высохнет, да и размеры всех фигурок от 80 см до полутора метров. На изготовление одной скульптуры уходит около 2-х недель. А ведь хочется побыстрее увидеть результат!

http://urozhayniy.com






2 МК/ворон и кот/