15.03.2024

Проект здоровьесберегающие технологии раннего возраста. Опыт работы по здоровьесбережению детей раннего возраста


Дата публикации: 19.03.18

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 358 Тракторозаводского района Волгограда»

Методический материал

Составила:

воспитатель первой квалификационной категории

Муханова Рамиля Рафиковна

Волгоград, 2018г

На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Ранний возраст это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия.

Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, большой интерес к окружающему, большая потребность в частом общении с взрослыми.

В младшем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья.

Здоровый ребенок, если его правильно воспитывают, эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Для этого необходимо создать для ребенка все необходимые условия, а именно правильно организовать режим дня - игровую деятельность, сон, питание, прогулка, непосредственную образовательную деятельность.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. В своей работе я на практике применяю внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Используя технологию сохранения и стимулирования здоровья, я применяю: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную и бодрящую гимнастики. В этом возрасте огромное внимание уделяется адаптации детишек к дошкольному учреждению. Все виды здоровьесберегающих технологий отлично подходят для решения этой задачи.

Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной системы ребенка и укрепления защитных сил его организма. Основной целью проведения дыхательных упражнений с дошкольниками является укрепление их здоровья. В результате выполнения этих упражнений каждая клеточка организма ребенка насыщается кислородом; ребенок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.

Дыхательная гимнастика является отличной профилактикой болезней органов дыхания.

Дидактические игры для развития дыхания можно использовать в ходе всех режимных моментов: в проведении утренней гимнастики, организации непосредственной образовательной деятельности, на прогулке, в проведении физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в различных формах активного отдыха, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.

Подвижные и спортивные игры:

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Проводятся ежедневно.

Подвижные игры направлены не только на развитие игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей, формируют благоприятный фон в группе.

Пальчиковая гимнастика: Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Регулярно выполняя пальчиковую гимнастику мы не только развиваем мелкие мышцы рук, но и готовим руку ребенка к письму, к дальнейшему обучению в школе.

Гимнастика после сна: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по следам, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Способствует мягкому переходу ото сна к бодрствованию через движение. Стимулирует мышечный тонус, поднимает настроение.

Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить тело физически, добавить энергии и сил. Все специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства, чтобы уберечь ребенка от частных болезней, простуды, других заболеваний.

Релаксация направлена на формирование эмоциональной стабильности ребенка, которая имеет огромное значение в адаптационный период, ведет к эмоциональному благополучию малыша.

Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Мастер класс на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста»

Цель : Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе.

Задачи : Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения. Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников . Познакомить с методикой их проведения.

Оборудование: таз с водой, трубочки по количеству педагогов, варежка для закаливания, ватные шарики, зонт, дорожки для ходьбы, бумажный кораблик, настольный футбол доска с мелом, листы бумаги по количеству педагогов.

Ход мастер класса:

Представлю вашему вниманию несколько использованных мною здоровьесбереающих технологий с детьми раннего возраста. Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее задание, которое называется «Воздушный шар».

Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей, важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например : деньги, здоровье , семья, работа, любовь и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например : 1 место - здоровье , 2 место - семья и т. д.)

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению , а успешное воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.

Воспитатель (Рамиля Рафиковна): обращает внимание на проектор, где открыта презентация.

1 слайд:

Мастер класс на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста»

Составила:воспитатель первой квалификационной категории

Муханова Рамиля Рафиковна

2 слайд

Для чего я провожу мастер класс.

Решить поставленную цель:

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Познакомить педагогов с…

Формированием элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников. Познакомить с методикой их проведения.

3 слайд

В младшем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья.

Здоровый ребенок, если его правильно воспитывают, эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Для этого необходимо создать для ребенка все необходимые условия, а именно правильно организовать режим дня - игровую деятельность, сон, питание, прогулка, непосредственную образовательную деятельность.

4 слайд

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни .

5 слайд

Используя технологию сохранения и стимулирования здоровья, я применяю: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную и бодрящую гимнастики. В этом возрасте огромное внимание уделяется адаптации детишек к дошкольному учреждению. Все виды здоровьесберегающих технологий отлично подходят для решения этой задачи.

6 слайд

Динамические паузы- Проводятся для всех детей во время занятий, в качестве профилактики утомления, в течении 2-5 минут.

Это обеспечивает разумное сочетание образовательных и оздоровительных задач.

Благодаря динамическим паузам дети лучше усваивают материал, занятие становится более интересным.

7 слайд

Динамическая пауза – дыхательная гимнастика «Загони мяч в ворота»

Воспитатель комментирует слайд: в ходе выполнения чаще всего я сначала показываю малышам сама – затем дети вместе со мной выполняют упражнение.

Воспитатель предлагает коллегам повторить упражнение согласно фото в презентации.

Дуньте на ватный шарик так, чтобы он проскочил между двумя кубиками. При этом губы сложите трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями).

Основная цель данного упражнения - укрепление мышц речевого аппарата.

8 слайд

В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

9 слайд

Динамическая пауза, направленная на обучение плавному, свободному выдоху.

Выполнение: Выкладываю на ладошки малышам ватный шарик. Обращаю внимание на положение губ и тонкой струей воздуха сдуваю ватных шарик (снежинку). Когда задание выполняют дети, проговариваю речевой материал:

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

10 слайд

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку!».

Развитие сильного плавного направленного выдоха, активизация губных мышц.

Выступающий педагог обращаться к педагогам предлагая попробовать выполнить упражнение (заранее подготовлен таз с водой, трубочки по количеству воспитателей): «Помоги кораблику плыть». В ходе выполнения упражнения воспитателями, выступающая комментирует:

11 слайд

Динамическая пауза: «Помоги плыть кораблику». Для проведения упражнения необходимо налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик через трубочку. Приговаривая,

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

12 слайд

«Помоги кораблику плыть» (фото)

13 слайд

Следующий вид использованных мною технологий – это подвижные и спортивные игры. Они проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

Подвижные игры направлены не только на развитие игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей, формируют благоприятный фон в группе.

14 слайд

Малоподвижная игра: «Солнышко и дождик»

15 слайд

Выступающий комментирует данный слайд. Методическими рекомендациями к проведению игры.

«Солнышко и дождик»

Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры.

1.На слова «Дождик идет!» бежать под зонтик к педагогу, на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки, или группы

2.Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте встанем под мой зонт - это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

«Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять –

Станут бегать и играть»

Повторяйте за мной слова и движения:

«Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!»

(Руки на поясе, кружатся)

Ребята посмотрите, дождик начался.

(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат под зонт)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи»

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.

16 слайд

Пальчиковая гимнастика.

17 слайд

Гимнастика после сна (бодрящая)

Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Регулярно выполняя пальчиковую гимнастику мы не только развиваем мелкие мышцы рук, но и готовим руку ребенка к письму, к дальнейшему обучению в школе.

18 слайд

«Ходьба по дорожкам здоровья» (корригирующие, на профилактику плоскостопия, дорожки с изображением стопы)

С малышами 2 – 3 лет организуется и проводиться как профилактическое мероприятие – ходьба по дорожкам здоровья, в ходе проведения, которых, дети не только оздоравливаются, но и вооружаются стремлением выполнять комплекс общеразвивающих упражнений, которые включены в процесс выполнения гимнастики после сна.

19 слайд

Ходьба по дорожкам здоровья (фото)

20 слайд

Ходьба с выполнением общеразвивающих упражнений (ОРУ)

21слайд

Большие ноги шли по дороге…..(ходьба босиком)

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ - топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Выступающий комментирует: х одьба по дорожкам и коврикам - обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег. При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе. Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.

Примеры потешек:

Лужа

Я иду, я иду.

Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа – то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)

Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился – бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Тянется – потянется,

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

И т.д.

22 слайд

Закаливающие мероптиятия

Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить тело физически, добавить энергии и сил. Все специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства, чтобы уберечь ребенка от частных болезней, простуды, других заболеваний.

23 слайд

1 , 2 этап проведения процедуры закаливания

24 слайд

Выступающий педагог комментирует ,

процесс проведения закаливания я организую и провожу следующим образом: малыши во второй половине дня заходят вместе с педагогом в умывальную комнату, в ней уже разложен коврик и стоит таз с водой комнатной температуры, дети одеты в трусики, если у них была пижама, то они снимают ее в спальне и идут в трусиках. Малыши одевают на руку фланелевую варежку (преимущественно на правую руку), опускают руку в варежке в таз с водой, становятся вокруг таза и легкими поглаживаниями растирают друг другу спинку. Воспитатель при этом говорит: «с гуся вода с малышей худоба!» Такую процедуру рекомендую проводить 2 раза в неделю после сна.

25 слайд

Результат проведения: Профилактика ОРЗ и ОРВИ, закаливание детского организма, привитие навыков ведения ЗОЖ

26 слайд

В заключение можно сказать, что используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Благодарю ха внимание!

Мастер класс заканчивается рефлексией. Выступающий предлагает каждому из участников заполнить лист анализа

Уважаемые педагоги! Заполните лист рефлексии, выразив свое отношение к проведенному мною мастер классу! Спасибо за сотрудничество.

сегодня я узнала…

……………………………………………………………………………….

было интересно……………………………………………………………

………………………………………………………………………………

было трудно………………………………………………………………….

я поняла, что………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

теперь я могу……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

я приобрела………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

у меня получилось …………………………………………………………..

………………………………………………………………………………...

я попробую…………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

меня удивило………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

мне захотелось……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Людмила Приписнова
Опыт работы по здоровьесбережению детей раннего возраста

по здоровьесбережению детей раннего возраста

Тема : «Расти здоровым , малыш!»

Подготовила :

Приписнова Л. С.

воспитатель первой квалификационной категории

Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста . Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет .

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%, наследственности (15%, окружающей среды (8-10%) и медицины (8-10%) .

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье ребенка- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически , психически и социально активный.

Физическая активность – это естественная потребность здорового , развивающегося организма в движении.

Психическая активность выражается в потребности нормального развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни :

Природы, человеческих отношений;

В познании самого себя.

Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.

Проблема сбережения здоровья детей на основе здоровьеформирующего образования является на сегодняшний день самой актуальной. Особенно важно это для детей раннего возраста .

Здоровьесберегающие технологии являются важным средством сбережения и укрепления детского здоровья .

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку :

Справиться с трудностями привыкания к новой среде;

Организовать жизнь ребёнка в группе так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям;

Сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности;

Развивать у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям ;

Формировать потребность в общении со взрослыми.

И главная цель для нас является сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников .

Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, то есть привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

На современном этапе развития общества в многих детских садах уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников , воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.

Рассмотрим подробнее наиболее часто используемых технологий по здоровьесбережению в дошкольных образовательных учреждениях :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

2. Технологии обучения здорового образа жизни .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя :

Подвижные игры;

Спортивные игры;

Динамические паузы;

Игровой самомассаж;

Релаксация;

Пальчиковая гимнастика;

Бодрящая гимнастика;

Дыхательная гимнастика.

Подвижные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно : во время непосредсвено-образовательной деятельности по физическому развитию; на прогулке; на прогулке; в группе с малой степенью подвижности. При проведении подвижной игры, воспитатель берёт на себя ведущую роль, а дети выполняют имитационные движения. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации.

Спортивные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно.

Развивают физически, умственно;

Воспитывают нравственно;

Воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание) ;

Воспитывают трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение .

Динамические паузы проводятся во время непосредственной образовательной деятельность (2-5 минут, по мере утомляемости детей . Могут включать в себя подвижные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки и другое в зависимости от вида деятельности.

Под игровым самомассажем понимается – имитационные упражнения, мимические упражнения. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Он проводится в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья , приобщения детей к основам здорового образа жизни .

Релаксация осуществляется с использованием спокойной классической музыки (например : Чайковского П. И., звуки природы. Релаксационные упражнения играют большую роль в системе мер по снятию психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика рекомендуются особенно детям с речевыми проблемами. Проводятся в любой отрезок времени индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Бодрящая гимнастика проводится в любое время года, в течении 3-5 минут. Бодрящая гимнастика может сопровождаться музыкой, так как музыка положительно воздействует на эмоции детей , создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость. Гимнастика проводиться, для того чтобы поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь ребёнку «проснуться» .

Варианты бодрящей гимнастики : разминка в постели и самомассаж; гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам и другие.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Для эффективности нужно обеспечить проветривание помещения. Проводят её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы .

Технологии обучения здоровому образу жизни включает в себя :

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;

Утренние гимнастики;

Подвижные игры на свежем воздухе.

Физкультурная непосредственная образовательная деятельность проводятся в соответствии с программой : 2 раза в неделю 10 минут. Обязательно нужно проветривать помещение. Организация непосредственной образовательной деятельности проводится с использованием фольклора.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Гимнастика длиться не более 5 минут. Ежедневная утренняя гимнастика проводится в виде подвижной сюжетной игры, сопровождающейся стихами. Ребёнок выполняет движения, повторяя их за воспитателем.

Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка. Одновременно ребенку прививаются нравственные нормы поведения.

В игре дети познают окружающий мир, у них развивается фантазия, пространственное воображение и возникает много положительных эмоций, ощущение свободы, радости.

Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе, все это способствует умению ориентироваться ребенка в пространстве, укреплению здоровья ребенка , реже такие игры проводятся в закрытом помещении, в спортивном зале, в группе детского сада.

Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями .

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение , то должны решать эту проблему во взаимодействии с семьёй, детским садом, социумом.

Большое значение имеет взаимодействие с родителями по вопросам состояния здоровья ребенка . Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о здоровье ребенка , развитие его физической подготовленности и сформированности мотивации к здоровому образу жизни , может обеспечить разумный выбор подходов к индивидуальному развитию каждого ребенка.

Решение этого вопроса требует от нас грамотного подхода к информированности каждого родителя.

Для этого мы определили задачи работы с родителями :

Повышение педагогической культуры родителей;

Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта ;

Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;

Подобного рода отношения позволяют объединить усилия для достижения высокого уровня реального здоровья каждого ребенка . Решения этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия, информированности и включенности в жизнь ребенка.

Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, он требует особого внимания и специальной подготовки воспитателей. Особенно в случаях низкого уровня педагогической компетентности родителей, естественным следствием чего является низкая активность, высокая конфликтность либо безответственность ряда родителей.

Таким образом, применение в работе здороесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников .

Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка .

Литература.

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка . М., 1993 г.

2. В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. Растем здоровыми . П. ,2004 г.

3. Ю. Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми . М., 1989 г.

4. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии » . ВАКО, 2004 г.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика:проводится индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Например: пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Подвижные игры: используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты», в которой дети выполняют три действия - «заводят мотор», «летят», «приземляются». К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка», в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик».

Игра в раннем возрасте помогает:

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой: «Принеси предмет», «Поезд».Игры с бегом: «Самолеты».

Русская народная игра «Зайка».

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша, игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как: «Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята». Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки догоняют мяч», «Пролезь в воротца». Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч через заборчик», «Мячик катится с горки».В первой младшей группе появляется новое основное движение - прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики», «Скачет зайка по дорожке».Игры по сенсорному развитию:Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры: «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика: Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например: игра «Мы проснулись», «Веселые ручки», «Резвые ножки». Дыхательная гимнастика:Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика: Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка: Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка: является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.

Задачи прогулки:

Физическое развитие детей - прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности - на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей - дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания - знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике - у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность: подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры - зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Татьяна Викторовна Чурсина
Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА .

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 25»

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, [email protected]

Ключевые слова : здоровьесберегающая среда , Нормализация двигательной активности.

Аннотация. В статье представлено содержание работы по внедрению технологий здравоохранения в мою работу, что помогает предотвратить состояния усталости, бездействия и других неадекватных состояний, детей раннего возраста , что важно для маленьких детей, которые испытывают усталость, истощение нервной системы, гиперактивность или летаргию, нарушения эмоционально-волевой сферы. Здоровьесберегающие технологии в моей работе используется в различных видах непосредственно образовательной деятельности, включают динамическую паузу, физические минуты, гимнастику, дыхательные, глазные, психогимнастики.

В ДОУ все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими забоолеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. В результате двигательная активность на низком уровне. Я обратила внимание на постоянную капризность на повышенную детскую утомляемость, часто болеют простудными заболеваниями. В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения и оздоровления детского организма .

Цель моей работы возможности создания здоровьесберегающей среды , процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста .

Исходя из этого, организуя работу ставлю перед собой оздоровительные задачи :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ;

Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям) ;

Формирование речи;

Обеспечивание полноценного физического, в том числе двигательного развития;

Организовывание предметной деятельности;

Успешная социализация детей.

В первую очередь, создаю условия для реализации охранительного режима в образовательном учреждении. При организации развивающей работы всегда :

Учитываю возрастные и анатомо-физиологические особенности дошкольников, соблюдаю продолжительность фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;

Осуществляю смену разных видов деятельности и рациональное их использование на занятии ;

Слежу за соответствием роста ребёнка высоте стола и стула;

Формирую подгруппы детей на основе не только уровня речевого развития, но и состояния здоровья в соответствии с медицинскими показаниями;

Создаю условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, включая в занятия физкультминутки, подвижные игры и упражнения, согласно теме занятия;

Мягко корректирую осанку каждого ребёнка, который в этом нуждается;

С целью профилактики заболеваемости и для выработки навыков правильного общего и речевого дыхания провожу с дошкольниками - дыхательную гимнастику, упражнения по постановке дыхания.

В работе учитываю требования к наглядным пособиям и дидактическим материалам : удобство для зрительного обследования, учёт величины и цвета;

Для снятия зрительной нагрузки, напряжения, улучшения оптической координации обоих глаз, профилактики близорукости выполняю с детьми упражнения для глаз.

Правильная организация и частая смена деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление воспитанников : строю занятия с учетом работоспособности детей, использую средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой. Применяю активные формы обучения : ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей воспитанника .

Система оздоровительной работы в группе предполагает использование на каждом занятии традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов , методов, индивидуальную работу по отдельным движениям - бросание предмета в цель, отработка замаха и броска, дыхательная гимнастика. Были отобраны формы оздоровительной работы с детьми , в которые вошли следующие оздоровительные мероприятия : витаминотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, профилактика плоскостопия.

На занятиях использую традиционные методы : артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, физкультминутки, динамические паузы.

Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка . Утренняя гимнастика «будит» весь организм, усиливая процессы : дыхания, кровообращения, обмена веществ.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму. Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения : бег, ходьба, подпрыгивание. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве (построение в круг) . Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Развиваются память, умение делать упражнения по заказу, по слову.

Ортопедическая гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Данная технология используется после сна и закаливающих процедур, с использованием корригирующих дорожек, длительность проведения - согласно возрасту .

Дыхательная гимнастика позволяет активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы укрепляет дыхательную мускулатуру и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям. Дыхательная гимнастика с раннего возраста помогает научить малыша правильно дышать, способствует его физическому развитию и укреплению иммунитета.

Зрительная гимнастика позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствует развитию зрительно-моторной координации. Используется в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. Профилактика миопии .

Упражнения с пальчиками развивают мелкую моторику, координацию речи и движений. Остановлюсь подробнее на использовании в работе нетрадиционных методов оздоровления .

Элементы самомассажа лица и пальцев. Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность работы на занятиях. Дети делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья .

В соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной образовательной программы МДОУ, создаю психологически комфортные условия, как для организации непосредственно образовательной деятельности, так и для совместной, самостоятельной деятельности, а так же для проведения режимных моментов.

Для того чтобы занятие несло здоровьесберегающую направленность в организационный момент включаю релаксационные упражнения, в ходе занятий предусматриваю мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; динамические паузы и физминутки способствуют не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом, предусматриваю задания на коррекцию психофизических функций. Взаимодействие с детьми выстраиваю на субъектном отношении к ребёнку, индивидуальном подходе и учёте зоны ближайшего развития.

В здоровьесберегающих технологиях использую группы приемов :

защитно-профилактические; компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие; информационно-обучающие. В непосредственно образовательной деятельности активно применяю :

1) Элементы песочной терапии. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка, но взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду : мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей, напряжение и страх исчезают .

2) В настоящее время широко использую психокорректирующий метод сказкотерапия, не имеющий возрастных ограничений . Элементы сказкотерапии у маленьких детей, способствуют развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению. Через драматизацию сказки развиваю способности эмоционально откликаться на переживания людей. Введение сказочного героя способствует развитию положительных черт характера. Элементы сказкотерапии : облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок ; введение в занятие сказочного героя .

3) Элементы хромотерапии. Включение в практику методики выбора цвета позволяет мне быстро выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр .

4) Элементы музыкотерапии. Целью использования музыкотерапии на своих занятиях считаю снятие напряжения, тревожности; стимуляцию двигательных функций; развитие и коррекцию сенсорных процессов, растормаживание речевой функции. Развиваю у детей чувство ритма, темпа, мыслительные способности и фантазии; вербальные и невербальные коммуникативные навыки, общую, тонкую и артикуляционную моторику посредством музыкально-ритмических упражнений. Часто использую функциональную музыку на минутках релаксации, музыку в сочетании с движением, детские песни и классическую музыку.

5) Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. С помощью физминуток, воздействую на снижение утомления и повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха, координации движений, развитие речи детей. Широко использую игровые образы и воображаемые ситуации на занятиях .

6) Релаксационные упражнения включаю в организационный момент и на заключительном этапе развивающей деятельности (индивидуальные, фронтальные занятия) . Направлены на расслабление после перенапряжения, перевозбуждения и чтобы успокоиться после активных игр.

Целенаправленно формирую у детей мотивацию к здоровому образу жизни , культуру здоровья . Осуществляю формирование осознанного отношения к своему здоровью , умение заботится о своём здоровье , обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы организации : дидактические игры, игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры, провожу с детьми беседы о здоровом образе жизни , о влиянии гигиены на состояние кожи, зубов. Широко использую загадки и стихотворения о здоровье и спорте .

В результате использования вышеперечисленных здоровьесберегающих приёмов на занятиях и при проведении режимных моментов повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности; пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; наблюдается снижение уровня заболеваемости детей и повышение процента посещаемости.

Список литературы

1. Алямовская, В. А. Физкультура в детском саду : теория и методика организации физкультурных мероприятий/ В. А. Алямовская. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья . 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой государственности, идет поиск путей возрождения России на основе ее многонациональной культуры. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах.

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, мы провели диагностику исходного уровня развития детей. В процессе диагностики мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, подобранные соответственно возрасту. Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и доставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, программой развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку мы организуем, педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваем перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Таким образом, проанализировав вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать о создании здоровьесберегающей среды в ясельной группе №4 "Капелька".

Проведение с детьми раннего возраста спортивных занятий два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются на занятиях в группе.

Воспитатели группы развивают посредством ходьбы в своих воспитанниках весь опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. В этом участвуют 56% мышц тела малышей. Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста в группе, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).

Следовательно, работа воспитателей является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребенка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Разработанные С.Н. Теплюк "Игры на прогулке с малышами" способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны.

Большое внимание воспитатели группы уделяют использованию дорожек здоровья, используя их в установленное расписанием время после дневного отдыха малышей.

Планированием работы в группе предусмотрены закаливающие мероприятия, которые проводятся в группе в течение всего календарного года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровьесбережению малышей.

См. таблицу:

Закаливающие мероприятия Осень 1. Закаливание воздухом
Зима 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

Весна 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

2. Закаливание водой

Ходьба по ребристым дорожкам

Лето 1. Закаливание воздухом
Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (1 мл. гр. +19: +20)

Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений

Правильный подбор одежды, облегченная одежда

2. Закаливание водой
Ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами

Обширное умывание

3. Закаливание солнечными лучами
Происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей

Особое внимание, мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года мы начинаем постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий. А также ходьба по дорожкам здоровья, солнечные и воздушные ванны. Играем с детьми в игры, которые лечат. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная гимнастика. Организуем двигательный режим (согласно возрасту).

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.

Плоская стопа и дефекты осанки у малышей.На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.

С детьми раннего возраста в целях закаливания и профилактики плоскостопия используются дорожки здоровья и босохождение.

В группе раннего возраста во всех проводимых занятиях применяются технологии направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит .

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Цель которого: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем представление и функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью и т.д.

В группе проводятся упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает наша практика, все выше перечисленные методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в дальнейшем будем их использовать, о чем свидетельствуют результаты.

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения, соблюдение температурного режима в туалетном помещении, чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и вечером в любое время года за исключением холодных температур (ниже 16 o С). За всем этим строго следят воспитатели.

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Для этого мы проводим с родителями беседы на темы: "Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Проводим собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей. Мы стараемся привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания. Принимают активное участие в жизни группы.

Большое значение мы уделяем устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

Проанализировав результаты повторного тестирования детей, мы убеждаемся, что уровень знаний детей повышается, а уровень проблем и затруднений напротив снижается. Исходя из результатов повторного тестирования, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно продолжать, расширять и углублять, так как она дает неплохие результаты.

Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам по опыту прошлых лет.